Вестник Кавказа

Рухани уступает сторонникам жесткой линии

The New York Times
Рухани уступает сторонникам жесткой линии
© Фото: Сайт президента России

Президент Хасан Рухани начинает свой второй срок под давлением как сторонников жесткой линии, так и своих союзников, поддерживающих реформы. Брат   Рухани - Хуссейн Ферейдун был арестован по подозрению в финансовых преступлениях, что некоторые эксперты рассматривают как политическую расплату за переизбрание президента. (Сейчас Ферейдун выпущен под залог); ключевая нефтяная сделка, которую Рухани провел с французской компанией, спровоцировала обвинения в том, что он продает страну иностранным интересам; президент США Дональд Трамп подписал закон о новых санкциях, подрывающих ядерное соглашение, подписанное Рухани во время его первого президентского срока.

 Как пишет The New York Times в материале In Iran, Rouhani Begins 2nd Term With Signs He’s Yielding to Hard-Liners, Иран готовится ко второй инаугурации Рухани в субботу, и некоторые сторонники президента, которые помогли ему получить 24 миллиона голосов в мае, обеспокоены тем, что он не выполнит свое обещание назначить женщин и молодых политиков в свой кабинет, состоящий из 18 членов, а вместо этого назначит кандидатов, выбранных верховным лидером аятоллой Али Хаменеи. ”Мы поддерживали его во время предвыборной кампании, но теперь для нас нет места, - сказала защитница прав женщин Жиля Баниягхоб, которой сообщили, что в кабинете не будет министров-женщин. - Ясно, что Рухани не верит в возможности женщин. Это так разочаровывает”. 

Рухани как сторонник реформ всегда занимал нестабильную позицию, возглавляя страну, которая управляется как религиозным правителем, так и демократически избранными президентом и парламентом. Но эксперты говорят, что сейчас для него наступил особенно сложный момент. ″Заблокированный″ - верховным лидером, влиятельными членами духовенства и судебными органами - Рухани может вести дебаты, но не принимать решения. Али Хаменеи, который часто публично выступал против президента, однако, поддержал его за кулисами по ключевым вопросам, таким как ядерное соглашение и внешняя политика, больше интересуется экономическим ростом, чем социальными изменениями. В ходе церемонии одобрения в четверг аятолла посоветовал президенту ”обратить внимание на проблемы, среди которых, прежде всего, экономика и условия жизни”. Он также призвал Рухани больше  взаимодействовать с миром и ”решительно выступать против любого доминирования”.

Общественное давление на Рухани переросло в личное противостояние три недели назад, когда его брат Хоссейн Ферейдун был задержан представителями судебных органов. Вскоре Ферейдун был госпитализирован, то ли по причине высокого давления, то ли из-за нервного срыва. Когда Ферейдун, бывший посол в ООН, заплатил рекордный залог в размере $13 млн, некоторые наблюдатели заявили, что это только доказало обвинения, поскольку нет объяснения такому богатству, учитывая его карьеру дипломата и руководителя исследовательского центра.

”Рухани сталкивается с серьезным давлением, - сказал Фазель Мейбоди, шиитский священнослужитель из Кума, который поддерживает изменения в Иране. - Возможно, слишком серьезным. Давайте посмотрим правде в глаза, у него нет последнего слова по многим вопросам”. Рухани как президент имеет право сформировать свой кабинет, который должен быть представлен после инаугурации в субботу. Но некоторые реформисты говорят, что Рухани консультировался с Хаменеи чаще, чем обычно.  По традиции верховный лидер будет принимать решение о назначении министров на важные позиции - министра иностранных, а также тех, что контролирует разведку и нефтяную промышленность. По словам аналитиков, Рухани решил вовлечь Хаменеи,  чтобы избежать возможных жестких атак против нового кабинета.

Но многие из ведущих сторонников Рухани на майских выборах надеялись, что новый кабинет будет представлять новое поколение женщин, молодежи и смелых политиков, готовых реализовать повестку дня Рухани и обуздать влияние сторонников жесткой линии. Однако, похоже, что среди министров будут традиционные технократы, умеренные политики и даже некоторые представители сторонников жесткой линии. Реформисты теперь говорят, что 18 постов будут заняты людьми, разбивающими надежды, появившиеся во время кампании Рухани. ”Президент сослался на ”ограничения” и сказал, что не может назначить женщин”, - сообщил член парламента Махмуд Садеги реформистской газете Etemaad. ”Но он отметил, что женщины-кандидаты будут назначаться в качестве директоров и вице-президентов”, - добавил Садеги. - Кабинет может измениться на полпути, и на этом этапе женщины могут быть задействованы”. Но это не удовлетворяет таких защитников прав женщин, как г-жа Баниягхоб. ”Мы предоставили список способных женщин, - отметила она. - Вместо этого они выбирают неспособных чиновников, и снова у женщин не будет возможности получить опыт управления”.

Более серьезное участие Хаменеи в выборе кабинета происходит на фоне сопротивления со стороны сторонников жесткой линии почти каждому шагу, который Рухани предпринял после переизбрания в мае. Верховный лидер лично критиковал президента за его культурную политику, заявив, что правительство слишком снисходительно относится к тому, что Хаменеи называет ”вестернизацией”. Клерики осудили заключение  многомиллиардной сделки с французской нефтяной компанией Total, заявив, что вместо этого следует инвестировать в ядерную программу. Рухани также был вовлечен в конфликт с Революционной гвардией, которую он назвал альтернативным ”правительством с оружием”. Многие из тех, кто агитировал за Рухани этой весной на стадионах и размещал фотографии в одежде фиолетового цвета в интернете, теперь беспокоятся, что президент отдаст предпочтение прагматизму, а не обещаниям. Среди них популярная актриса Лейли Рашиди: ” Мы все чувствовали, что сможем добиться перемен. Я боюсь, что если люди будут разочарованы, может возникнуть обратная реакция”. 

10565 просмотров

Видео

Все видео


реклама